«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Макинск қаласының мектеп-лицейі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей города Макинск отдела образования по Буландынскому району управление образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

16.03.2018

                Развитие творческих способностей учащихся

                   на уроках русского языка и литературы.                                                   

 

 

                                                                       

Вся радость жизни - в творчестве…

                                                                                               

Р.Роллан.

 

   Перед системой среднего образования

Казахстана стоит глобальная задача – воспитание одаренной личности, которая в

себе воплотила бы самые ценные человеческие качества, научно-теоретические  знания и практические способности, свободно

внедряющие в жизненные и социальные, сложные мировые пространства.

  Огромные социальные преобразования,

происходящие в нашей стране, бурный научно- технический прогресс предъявляют

все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его

образованию и самообразованию. В этих условиях 

становится особенно актуальным формирование у всех людей творческого

подхода, активной жизненной позиции в труде, в учении. Основы такого воспитания

закладывается уже в школе – прежде всего благодаря повседневной

учебно-воспитательной работе педагогов с учащимися.

  Формирование творческого подхода само требует

творческого отношения к этому в высшей степени сложному делу. Основная миссия

учителя- словесника – развитие личности ребенка через слово и творчество. На

протяжении пяти лет я работаю над темой:

« Развитие творческих

способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через чтение».

  Для реализации этой темы я определила

следующие цели: развитие самостоятельности учащихся, развитие воображения,

формирование творческого мышления.

  Задачи:

- учить проявлению

индивидуальности и творческих возможностей каждого школьника,

- воспитывать активную,

инициативную личность,

- развивать коммуникативные

качества личности.

   К сожалению, школьная программа все еще не

приемлет интуитивного знания, подчас исключая интуитивный познавательный путь.

А творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как

воображение, образность, наитие. В своей практике я стараюсь развивать не

только общие интеллектуальные способности учащихся, но и креативные. Преследую

цель активного включения ученика в творчество на всех этапах литературного

образования, будучи уверена в том, что искусству надо учить. Я стараюсь научить

детей писать сказки, стихи, небольшие рассказы. Но прежде чем приступить к

реализации этой цели, выясняю, насколько ученик готов к творческой

деятельности. Учащимся пятого класса я предлагаю, сидя за школьной партой,

мысленно перенестись в осенний лес и устно описать свои впечатления. Это

задание нравится ребятам, они стараются подобрать нужные слова, чтобы передать

краски осени. Я же, в свою очередь, выясняю каков словарный запас у учащихся.

  В развитии творческих способностей учащихся

мне помогают новые технологии – это проблемное обучение, критическое мышление,

игровые технологии.  Хорошо

зарекомендовала себя, в связи с вышеупомянутой целью, новая технология обучения

-метод проектов на уроках русского языка и литературы. Она обеспечивает

активизацию креативности каждого учащегося на уроке. Эта технология

способствует успеху в выполнении творческой работы, дает возможность ученику

проявить личное отношение к ней. Еще одна педагогическая технология, которую я

очень люблю, - это технология сотрудничества, она помогает мне создать

комфортные условия не только для учащихся, но и для себя. Учитель выступает уже

в роли консультанта, координатора, а не в качестве оратора, пытающегося всеми

силами привлечь к себе внимание детей. Учащиеся без давления с моей стороны,

путем самостоятельной работы, в содружестве с одноклассниками решают

поставленные перед ними учебные и творческие задачи. Каждый работает в своем

темпе, выбирает задание по силам и помнит, что он часть команды, поэтому должен

изучить материал, чтобы никого не подвести. Традиционно, на уроках  русского языка и литературы в седьмом классе,

когда  приступаю к изучению нового раздела

, я предлагаю ребятам объединиться в творческие группы и представить свой

краткосрочный проект на тему урока.

  Выполняя это творческое задание, ученики

работают с дополнительной литературой, рисуют, пишут небольшое сочинение –

рассуждения. В защите проекта участвует вся творческая группа.

 На подобных уроках возникает удивительная

атмосфера взаимодействия. Все включены в работу. У детей нет страха перед

уроком, каждый знает: плечо товарища всегда рядом. У самого ученика появляется

потребность знать все, чтобы в любую минуту помочь команде и ощутить

собственную ценность.

    На уроках литературы, работая с текстом, я

часто обращаюсь к одной из стратегий критического мышления - чтение с

остановками. Вначале я на доске пишу название произведения. Затем предлагаю

перечислить ассоциации, связанные с этим названием. Записываю их на доске.

Ассоциации помогают учащимся настроиться на восприятие произведения.

После этого начинаем чтение

текста, делая остановки для обсуждения прочитанного и выдвижения гипотез

дальнейшего развития сюжета. Заключительную часть произведения ребята читают

дома, а на следующем уроке рассказывают, были ли они правы в своих

предположениях или ошибались. В девятом классе, после прочтения сентиментальной

повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», ребятам было предложено написать свою

историю любви Лизы и Эраста или придумать свой вариант развязки произведения.

Учащиеся выбрали то творческое задание, которое им больше понравилось, которое

было им ближе. При этом хочется отметить, что учащиеся в своих  творческих работах постарались сохранить

особенности сентиментальной повести.

  На своих уроках я постоянно работаю над

устной речью учащихся. Правильно и красиво говорить – это тоже искусство,

которому мы, учителя-словесники, учим детей. Здесь я прибегаю к помощи арт-

технологии. Помогаю своим ученикам, которые участвуют в ролевом чтении, вжиться

в образ героя. Если это удается, и ученики успешно справляются со своей ролью,

то они получает высокую оценку, а слушающие – истинное удовольствие. Ребята

любят такие уроки. Они с удовольствием включаются в предложенную игру. Ролевое

чтение помогает учащимся раскрыться, а некоторые становятся увереннее в себе, в

своих возможностях.

  Помимо ролевого чтения я предлагаю ребятам

еще один вид творческой работы- это инсценировка. Эта творческая работа

позволяет им на какое-то время стать артистами. Например, после прочтения произведения

Джека Лондона «Сказание о Кише», семиклассники с удовольствием участвовали в

инсценировке. В этом 2009-2010 учебном году семиклассники участвовали в КВН. Он

проводился в школе в рамках недели языков. Одним из предложенных заданий было

сочинение и инсценировка собственной сказки. Тема сказки должна была быть

связана с русским языком. Баталов Асылхан сочинил сказку о составе слова.

  В некотором царстве в некотором государстве

жил король по имени Корень.

Была у него жена Приставка и

двое детей: сын Суффикс и дочь Приставка. 

Всегда они рядышком, только королева Приставка всегда находилась впереди

короля Корня. Она выходила и говорила: « Вот какая я красивая! Пусть все видят

меня!»

А сыночек Суффикс наоборот

был очень скромным и стоял позади отца.

- Сынок, Суффикс, ты где?

- Я здесь, папочка.

С такими словами Суффикс

появлялся из-за спины своего отца.

Дочка Окончание была такая

модница, такая изменчивая, что король Корень никак не мог привыкнуть к ее

изменениям.

А в общем, семья была

крепкая, дружная.   

Ребятам понравилась сказка, и

они с удовольствием участвовали в инсценировке.

  Эту сказку я рассказывала пятиклассникам,

когда начала изучать с ними тему «Состав слова».

   Творческие работы моих учеников не лежат в

папке, я активно использую их на своих уроках. В 8 классе, перед тем как

работать с текстом о Мукагали Макатаеве, в качестве эпиграфа я читаю

стихотворение моей ученицы Бахыткызы Салтанат.

 

 

    

 

 

Березка, деревце мое,

Поменяемся местами?

Я буду деревом,

А ты…

Ты человеком станешь,

-сказал Мукагали березке.

Он о жизни всегда писал.

О жизни, о своей судьбе,

Как много ждал и как страдал.

Многих людей он повидал.

И хороших, и плохих,

И мудрых, и глупых таких.

Мукагали, он акын, он поэт

Хоть прожил он немного лет,

Только в сердце моем и твоем

Навсегда он оставил след.

   Прочитав это стихотворение, я спрашиваю,

понравилось ли им оно. Ученикам стихотворение нравится, они отмечают , что

автор в нем восхищается не только творчеством Макатаева, но и его личностью. А

когда я сообщаю, что автор этого стихотворения ученица нашей школы, ребята

хотят узнать имя автора, а ее одноклассники гордятся успехами своей талантливой

одноклассницы.

  К сожалению, таких детей, которые пишут не

оттого, что им задано, а оттого что им это нравится, очень мало. Наша задача

помочь им не растерять свой талант, а наоборот развивать его еще больше.

   Проявление творческих способностей личности

учащихся можно пронаблюдать на уроках русского языка и литературы в организации

работы на примере работы с текстом.

   Любая работа с текстом или маленьким

фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается

детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание проблемных

ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему образов этого текста.

Процесс восприятия текста или отрывка организуется с помощью разных заданий-

вопросов.

  Так в 7 классе на уроке литературного чтения,

когда учащиеся начинают знакомиться с особенностями художественного текста, они

читают стихотворение И.Бунина «Листопад». Прочитав это стихотворение, ребята отвечают

на вопросы, выполняют задания типа:

1.    

Какое время года

описывает поэт в стихотворении «Листопад»?

2.    

По каким

признакам вы догадались об этом?

3.    

Как вы понимаете

его название?

4.    

С чем автор

сравнивает лес и почему?

5.    

С помощью каких

эпитетов и сравнений он передает красоту природы?

6.    

Найдите

выражения, с помощью которых передаются звуки осеннего леса.

7.    

Представьте себя

художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этому

стихотворению. Какие краски вам будут нужны для рисунка.

   В качестве домашнего задания я предлагаю

сделать иллюстрацию к стихотворению «Листопад».

  Совсем недавно в своей работе я стала

использовать возможности

Интернета.

А.П.Семёнов сказал: «Научить человека жить в информационном мире- важнейшая

задача современной школы». Научить ученика… А сам учитель готов к этому? Вот

этот вопрос и помогает определить важную задачу современного этапа развития

школы – мотивацию учителей к активному использованию ИКТ –ресурсов. Как это

сделать? На мой взгляд, необходимо преодолеть психологический и

компетентностный барьеры в использование ИКТ. Надо самому учителю спокойно

принять решение о совершенствовании методов обучения и преодолению

информационной безграмотности. Почувствовать себя увереннее мне помогли курсы

по теме «Использование интернет – ресурсов в процессе преподавания русского

языка и литературы в условиях перехода на 12- летнее образование», на которых я

была в июне 2009 года.  Использование

ресурсов Интернета и облегчает труд учителя, и позволяет идти в ногу со

временем!

  Интернет – ресурсы помогают мне сделать уроки

интересными, запоминающимися.

 

 

    

 

 

   Так в 9 классе для знакомства с

древнерусской литературой, а это одна из сложных тем, я использовала ИКТ. На

уроке учащиеся смогли воочию увидеть культуру древней Руси, мысленно

перенестись в эпоху князя Игоря. Таким образом произведение «Слово о полку

Игореве», на изучение которого отводится один час, запомнилось учащимся. Затем

я подготовила урок, посвященный жизни и творчеству М.В.Ломоносова, а именно его

«Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни

императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».

   Использование ИКТ позволяет решить следующие

проблемы: повышение информационной культуры учащихся; расширение читательского

кругозора; развитие творческих способностей учащихся. Сейчас домашний

персональный компьютер не редкость, а норма жизни. Учащиеся в качестве

домашнего задания могут подготовить слайд – презентацию, например, по теме

«Романтический герой». Я планирую это задание после знакомства с поэмой

М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Задание ребята будут выполнять в творческой группе.

  В этом году я завершаю работать над темой

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и

литературы». Но это не значит, что я не буду возвращаться к ней, ведь развитие

творческих способностей учащихся – это неотъемлемая задача учителя –словесника.

 

 

     

     

Просмотров: 321

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст