Раздел «Спорт и отдых»
Прочитайте эпизод из повести Л. Кассиля «Ход белой королевы» и выполните задания к тексту.
Как они шли! Километр за километром приближались обе лыжницы по огромному кольцу трассы к желанному финишу. Да, это была головокружительная гонка! Наташа шла вплотную за Бабуриной. Алиса не уступала. Она отчаянно работала руками, старалась вложить всю силу в каждый толчок палкой. Наташа неумолимо шла за ней по пятам своей упрямой, легкой, широкой поступью. Я хорошо видел в бинокль, что Наташа идет уже буквально на
плечах у чемпионки. Я видел по движению ее губ, что она требует дать ей дорогу.
– Лыжню!.. Но Алиса не уступала. Опытная гонщица, она действовала сейчас очень
хитро. Она не позволяла настичь ее совсем, как говорится, сесть на лыжи. Тогда
надо было бы сворачивать, уступать, иначе это расценивалось бы как грубое нарушение правил и спортивной этики. Нет, она сохраняла разрыв заставляя Наташу обойти ее по целине и все время держа
соперницу на некотором расстоянии за собой. Сделав свой внезапный излюбленный
рывок столько раз приносивший ей решающую победу Алиса и на этот раз была
уверена, что соперница не ожидавшая этого тактического броска окажется сразу
далеко позади. А пока она будет пытаться сама повторить такой же резкий, настигающий бросок, чемпионка пересечет линию финиша. Когда Алиса сделала свой знаменитый рывок, Наташа на секунду растерялась. Она не ожидала, что у соперницы окажется еще столько сил. Надо отдать справедливость Бабуриной, шла она великолепно. Идя вплотную вслед за ней, Наташа невольно любовалась бурным темпом и самоотверженным рвением, которые проявляла чемпионка. Да, недаром предупреждал ее во время тренировок Чудинов. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент в одно – в скорость.
Я видел, что Алиса делает невероятные усилия, чтобы удержать хотя бы небольшой просвет между собой и Наташей. Алиса умела ходить на пределе, и сейчас все ее силы, и физические, и душевные, были брошены на лыжню, в эти десятки метров, завершающие бег.
И вот тут под оглушающий рев трибун Наташа непостижимым образом, сильно согнувшись, сделала бросок. Она оттолкнулась и в мощном одновременном упоре обеих палок, почти летя по воздуху, на самых
последних метрах поравнялась с чемпионкой, и они лыжа в лыжу, плечом к плечу
пронеслись одновременно над чертой финиша. Обе чемпионки (да, да, они обе теперь были чемпионками страны!) исчезли в толпе окруживших их фоторепортеров, кинооператоров, спортсменов. … Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, как это бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч. А вокруг щелкали затворы фотоаппаратов, безжалостно били в
глаза молниеносные вспышки рефлекторов. Потом осторожно, но настойчиво высвободившись из объятий Алисы, Наташа, как всегда прямая и словно неспешная в движениях, прошла мимо аплодирующих трибун, широко и плавно скользя своим просторным, невозмутимым шагом. – Королева, – сказал кто-то в толпе, любуясь ею. – Хозяйка, – поправили сзади. – Белой стези хозяйка.
1. Ответьте на вопросы:
• Какое место в композиции произведения занимает данный эпизод?
• Сравните поведение Натальи и Алисы во время гонки.
• Как вы думаете, каким характером должен обладать настоящий чемпион?
• Почему Наталью назвали «королевой» и «хозяйкой белой стези»?
2. Поставьте пропущенные знаки препинания в выделенных предложениях. Объясните условия выбора запятых.
3. Найдите и подчеркните причастные обороты в предложении. Замените, где возможно,
причастный оборот синонимическими конструкциями. Например. Бабурина была опытной гонщицей, умеющей отдать все свои силы и темперамент одному – скорости. – Бабурина была опытной гонщицей и умела отдать
все свои силы и темперамент одному – скорости.
Они стояли с подламывающимися от усталости коленями, не имея возможности оторваться друг от друга, как то бывает с боксерами, попавшими на ринге во взаимный клинч.
Критерий оценивания |
№ задания |
Дескриптор |
Балл |
Анализирует содержание эпизода, определяя структурно-композиционные особенности |
1 |
определяет роль эпизода в структуре композиции; анализирует поведение героев; делает вывод; |
1
2 1 |
Применяет знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения |
2 |
расставляет знаки препинания;
графически обосновывает выбор; |
1
1 |
Заменяет причастные обороты синонимичными конструкциями |
3 |
находит 1-й причастный оборот; находит 2-й причастный оборот; заменяет причастный оборот синонимичной конструкцией. |
1 1 1 |
Всего баллов |
|
|
9 |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________