Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы.
Вся радость жизни - в творчестве…
Р.Роллан.
Перед системой среднего образования
Казахстана стоит глобальная задача – воспитание одаренной личности, которая в
себе воплотила бы самые ценные человеческие качества, научно-теоретические знания и практические способности, свободно
внедряющие в жизненные и социальные, сложные мировые пространства.
Огромные социальные преобразования,
происходящие в нашей стране, бурный научно- технический прогресс предъявляют
все более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его
образованию и самообразованию. В этих условиях
становится особенно актуальным формирование у всех людей творческого
подхода, активной жизненной позиции в труде, в учении. Основы такого воспитания
закладывается уже в школе – прежде всего благодаря повседневной
учебно-воспитательной работе педагогов с учащимися.
Формирование творческого подхода само требует
творческого отношения к этому в высшей степени сложному делу. Основная миссия
учителя- словесника – развитие личности ребенка через слово и творчество. На
протяжении пяти лет я работаю над темой:
« Развитие творческих
способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через чтение».
Для реализации этой темы я определила
следующие цели: развитие самостоятельности учащихся, развитие воображения,
формирование творческого мышления.
Задачи:
- учить проявлению
индивидуальности и творческих возможностей каждого школьника,
- воспитывать активную,
инициативную личность,
- развивать коммуникативные
качества личности.
К сожалению, школьная программа все еще не
приемлет интуитивного знания, подчас исключая интуитивный познавательный путь.
А творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как
воображение, образность, наитие. В своей практике я стараюсь развивать не
только общие интеллектуальные способности учащихся, но и креативные. Преследую
цель активного включения ученика в творчество на всех этапах литературного
образования, будучи уверена в том, что искусству надо учить. Я стараюсь научить
детей писать сказки, стихи, небольшие рассказы. Но прежде чем приступить к
реализации этой цели, выясняю, насколько ученик готов к творческой
деятельности. Учащимся пятого класса я предлагаю, сидя за школьной партой,
мысленно перенестись в осенний лес и устно описать свои впечатления. Это
задание нравится ребятам, они стараются подобрать нужные слова, чтобы передать
краски осени. Я же, в свою очередь, выясняю каков словарный запас у учащихся.
В развитии творческих способностей учащихся
мне помогают новые технологии – это проблемное обучение, критическое мышление,
игровые технологии. Хорошо
зарекомендовала себя, в связи с вышеупомянутой целью, новая технология обучения
-метод проектов на уроках русского языка и литературы. Она обеспечивает
активизацию креативности каждого учащегося на уроке. Эта технология
способствует успеху в выполнении творческой работы, дает возможность ученику
проявить личное отношение к ней. Еще одна педагогическая технология, которую я
очень люблю, - это технология сотрудничества, она помогает мне создать
комфортные условия не только для учащихся, но и для себя. Учитель выступает уже
в роли консультанта, координатора, а не в качестве оратора, пытающегося всеми
силами привлечь к себе внимание детей. Учащиеся без давления с моей стороны,
путем самостоятельной работы, в содружестве с одноклассниками решают
поставленные перед ними учебные и творческие задачи. Каждый работает в своем
темпе, выбирает задание по силам и помнит, что он часть команды, поэтому должен
изучить материал, чтобы никого не подвести. Традиционно, на уроках русского языка и литературы в седьмом классе,
когда приступаю к изучению нового раздела
, я предлагаю ребятам объединиться в творческие группы и представить свой
краткосрочный проект на тему урока.
Выполняя это творческое задание, ученики
работают с дополнительной литературой, рисуют, пишут небольшое сочинение –
рассуждения. В защите проекта участвует вся творческая группа.
На подобных уроках возникает удивительная
атмосфера взаимодействия. Все включены в работу. У детей нет страха перед
уроком, каждый знает: плечо товарища всегда рядом. У самого ученика появляется
потребность знать все, чтобы в любую минуту помочь команде и ощутить
собственную ценность.
На уроках литературы, работая с текстом, я
часто обращаюсь к одной из стратегий критического мышления - чтение с
остановками. Вначале я на доске пишу название произведения. Затем предлагаю
перечислить ассоциации, связанные с этим названием. Записываю их на доске.
Ассоциации помогают учащимся настроиться на восприятие произведения.
После этого начинаем чтение
текста, делая остановки для обсуждения прочитанного и выдвижения гипотез
дальнейшего развития сюжета. Заключительную часть произведения ребята читают
дома, а на следующем уроке рассказывают, были ли они правы в своих
предположениях или ошибались. В девятом классе, после прочтения сентиментальной
повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», ребятам было предложено написать свою
историю любви Лизы и Эраста или придумать свой вариант развязки произведения.
Учащиеся выбрали то творческое задание, которое им больше понравилось, которое
было им ближе. При этом хочется отметить, что учащиеся в своих творческих работах постарались сохранить
особенности сентиментальной повести.
На своих уроках я постоянно работаю над
устной речью учащихся. Правильно и красиво говорить – это тоже искусство,
которому мы, учителя-словесники, учим детей. Здесь я прибегаю к помощи арт-
технологии. Помогаю своим ученикам, которые участвуют в ролевом чтении, вжиться
в образ героя. Если это удается, и ученики успешно справляются со своей ролью,
то они получает высокую оценку, а слушающие – истинное удовольствие. Ребята
любят такие уроки. Они с удовольствием включаются в предложенную игру. Ролевое
чтение помогает учащимся раскрыться, а некоторые становятся увереннее в себе, в
своих возможностях.
Помимо ролевого чтения я предлагаю ребятам
еще один вид творческой работы- это инсценировка. Эта творческая работа
позволяет им на какое-то время стать артистами. Например, после прочтения произведения
Джека Лондона «Сказание о Кише», семиклассники с удовольствием участвовали в
инсценировке. В этом 2009-2010 учебном году семиклассники участвовали в КВН. Он
проводился в школе в рамках недели языков. Одним из предложенных заданий было
сочинение и инсценировка собственной сказки. Тема сказки должна была быть
связана с русским языком. Баталов Асылхан сочинил сказку о составе слова.
В некотором царстве в некотором государстве
жил король по имени Корень.
Была у него жена Приставка и
двое детей: сын Суффикс и дочь Приставка.
Всегда они рядышком, только королева Приставка всегда находилась впереди
короля Корня. Она выходила и говорила: « Вот какая я красивая! Пусть все видят
меня!»
А сыночек Суффикс наоборот
был очень скромным и стоял позади отца.
- Сынок, Суффикс, ты где?
- Я здесь, папочка.
С такими словами Суффикс
появлялся из-за спины своего отца.
Дочка Окончание была такая
модница, такая изменчивая, что король Корень никак не мог привыкнуть к ее
изменениям.
А в общем, семья была
крепкая, дружная.
Ребятам понравилась сказка, и
они с удовольствием участвовали в инсценировке.
Эту сказку я рассказывала пятиклассникам,
когда начала изучать с ними тему «Состав слова».
Творческие работы моих учеников не лежат в
папке, я активно использую их на своих уроках. В 8 классе, перед тем как
работать с текстом о Мукагали Макатаеве, в качестве эпиграфа я читаю
стихотворение моей ученицы Бахыткызы Салтанат.
Березка, деревце мое,
Поменяемся местами?
Я буду деревом,
А ты…
Ты человеком станешь,
-сказал Мукагали березке.
Он о жизни всегда писал.
О жизни, о своей судьбе,
Как много ждал и как страдал.
Многих людей он повидал.
И хороших, и плохих,
И мудрых, и глупых таких.
Мукагали, он акын, он поэт
Хоть прожил он немного лет,
Только в сердце моем и твоем
Навсегда он оставил след.
Прочитав это стихотворение, я спрашиваю,
понравилось ли им оно. Ученикам стихотворение нравится, они отмечают , что
автор в нем восхищается не только творчеством Макатаева, но и его личностью. А
когда я сообщаю, что автор этого стихотворения ученица нашей школы, ребята
хотят узнать имя автора, а ее одноклассники гордятся успехами своей талантливой
одноклассницы.
К сожалению, таких детей, которые пишут не
оттого, что им задано, а оттого что им это нравится, очень мало. Наша задача
помочь им не растерять свой талант, а наоборот развивать его еще больше.
Проявление творческих способностей личности
учащихся можно пронаблюдать на уроках русского языка и литературы в организации
работы на примере работы с текстом.
Любая работа с текстом или маленьким
фрагментом начинается с того, что художественное высказывание воспринимается
детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создание проблемных
ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему образов этого текста.
Процесс восприятия текста или отрывка организуется с помощью разных заданий-
вопросов.
Так в 7 классе на уроке литературного чтения,
когда учащиеся начинают знакомиться с особенностями художественного текста, они
читают стихотворение И.Бунина «Листопад». Прочитав это стихотворение, ребята отвечают
на вопросы, выполняют задания типа:
1.
Какое время года
описывает поэт в стихотворении «Листопад»?
2.
По каким
признакам вы догадались об этом?
3.
Как вы понимаете
его название?
4.
С чем автор
сравнивает лес и почему?
5.
С помощью каких
эпитетов и сравнений он передает красоту природы?
6.
Найдите
выражения, с помощью которых передаются звуки осеннего леса.
7.
Представьте себя
художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к этому
стихотворению. Какие краски вам будут нужны для рисунка.
В качестве домашнего задания я предлагаю
сделать иллюстрацию к стихотворению «Листопад».
Совсем недавно в своей работе я стала
использовать возможности
Интернета.
А.П.Семёнов сказал: «Научить человека жить в информационном мире- важнейшая
задача современной школы». Научить ученика… А сам учитель готов к этому? Вот
этот вопрос и помогает определить важную задачу современного этапа развития
школы – мотивацию учителей к активному использованию ИКТ –ресурсов. Как это
сделать? На мой взгляд, необходимо преодолеть психологический и
компетентностный барьеры в использование ИКТ. Надо самому учителю спокойно
принять решение о совершенствовании методов обучения и преодолению
информационной безграмотности. Почувствовать себя увереннее мне помогли курсы
по теме «Использование интернет – ресурсов в процессе преподавания русского
языка и литературы в условиях перехода на 12- летнее образование», на которых я
была в июне 2009 года. Использование
ресурсов Интернета и облегчает труд учителя, и позволяет идти в ногу со
временем!
Интернет – ресурсы помогают мне сделать уроки
интересными, запоминающимися.
Так в 9 классе для знакомства с
древнерусской литературой, а это одна из сложных тем, я использовала ИКТ. На
уроке учащиеся смогли воочию увидеть культуру древней Руси, мысленно
перенестись в эпоху князя Игоря. Таким образом произведение «Слово о полку
Игореве», на изучение которого отводится один час, запомнилось учащимся. Затем
я подготовила урок, посвященный жизни и творчеству М.В.Ломоносова, а именно его
«Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни
императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
Использование ИКТ позволяет решить следующие
проблемы: повышение информационной культуры учащихся; расширение читательского
кругозора; развитие творческих способностей учащихся. Сейчас домашний
персональный компьютер не редкость, а норма жизни. Учащиеся в качестве
домашнего задания могут подготовить слайд – презентацию, например, по теме
«Романтический герой». Я планирую это задание после знакомства с поэмой
М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Задание ребята будут выполнять в творческой группе.
В этом году я завершаю работать над темой
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и
литературы». Но это не значит, что я не буду возвращаться к ней, ведь развитие
творческих способностей учащихся – это неотъемлемая задача учителя –словесника.