Положение о осуществлении профориентационнойдеятельности
в КГУ «Школа – лицей города Макинска»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании :
· Конвенции о правах ребенка
· Конституции Республики Казахстан
· Закона «Об образовании» РК
· Закона Республики Казахстан «Об основных гарантиях прав ребенка в РК» ;
· Устава КГУ «Школа – лицей города Макинска».
1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и содержание профориен - тационной работы в КГУ «Школа – лицей города Макинска» (далее - школа).
1.3. Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально – экономических,
психолого – педагогических, медико – биоло – гических, производственно –
технических мер по оказанию молодежи личностно –
ориентированной помощи в выявлении и развитии способнос - тей, склонностей, познавательных, профессиональных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях
рынка, многоукладности форм собственности и предпринима -тельства.
1.4. Профориентационная работа в школе представляет собой научно
обосно - ванную систему мер, способствующих созданию условий для формирова - ния опыта самопознания,
самореализации, индивидуального и коллектив - ного действия, на основе которого
будет осуществлен выбор дальнейшего образовательного маршрута, адекватного
личностным особенностям и возможностям учащихся. Профориентационная работа в
школе направлена на формирование у учащихся мотивации на успешное выполнение будущей
трудовой деятельности, активности в построении профессиональной карье - ры, осознания необходимости труда, наличия знаний о труде, интереса к профессиональной деятельности с учетом личных потребностей и воз –можностей, социально - экономической ситуации на рынке труда города, региона и страны.
1.5. Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную, внеклассную,
внешкольную работу с учащимися.
1.6. Профориентационная работа осуществляется с учащимися 1- 11 классов.
1.7. Профориентационный кабинет – организационно – методический, инфор мационный, консультационный центр профориентационной работы в обра - зовательной организации.
1.8. Цель профориентационного кабинета – создание условий для органи - зации и проведения организационно - методической работы, индивидуаль - ных и групповых консультаций с
педагогами, учащимися, родителями по профессиональной ориентации, для самостоятельного
ознакомления уча - щихся с материалами профориентационной направленности.
2. Цель и задачи профориентационной работы в школе
2.1. Цель профориентационной работы –
подготовить учащихся к осознан - ному и самостоятельному выбору профессии,
удовлетворяющему личным интересам и общественным потребностям.
2.2. Задачи профориентационной работы :
·
формирование у учащихся личностных и общественно значимых мотивов выбора профессии ;
· определение интересов, способностей учащихся к конкретному виду деятельности ;
· обеспечение вариативности предпрофильного обучения ;
· формирование опыта в разных сферах познавательной и профессио
- нальной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в средней и старшей школе ;
· развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций,
обеспечивающих успешность в будущей профессио - нальной деятельности ;
· знакомство учащихся с информацией о учебных заведениях региона, области, страны ;
· пропаганда знаний о профессиях, востребованных в обществе, о ситуации на рынке труда ;
· оказание помощи учащимся в выборе профессии ;
· организация совместной деятельности школы, учреждений дополни - тельного, средне – специального, высшего образования, предприятий по профориентации учащихся ;
· мониторинг профориентационной работы школы и профессиональ - ного самоопределения выпускников.
3. Основные направления профориентационной работы
Система профориентационной работы в школе включает деятельность по следующим направлениям :
3.1. профессиональное просвещение, включающее информационную работу, пропаганду и агитацию для учащихся, а так же родителей, педагогов ;
3.2. профессиональная диагностика, направленная на исследование и выявление профессиональных интересов, мотивации выбора профессии, соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии ;
3.3. профессиональная консультация, нацеленная на оказание помощи в выборе
профессии школьными специалистами и сотрудниками различных пред - приятий ; консультации
могут быть групповые и индивидуальные для учащихся, а так же родителей, педагогов ;
3.4. профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наиболь- шей
вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности ;
3.5. профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
4. Методы и формы профориентационной работы в школе
4.1. Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поис -кового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.
4.2. Формы профориентационной работы: создание банка данных о профессиях,
рассказы, беседы, лекции о профессиях, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, тренинги.
4.3. Работа с родителями по профессиональному самоопределению учащихся :
· разъяснение родителям их роли в профессиональной ориентации и выборе профессии их детьми ;
· информирование родителей учащихся о профессиях, востребованных на рынке труда и перспективах
развития рынка труда ;
· участие родителей в организации и проведении родительских собраний, классных часов, встреч учащихся с выпускниками – студентами ВУЗов, представителями профессий, востребованных на рынке труда.
5. Структура и организация профориентационной работы
5.1. Структурными звеньями профориентационной работы в школе являются :
· заместитель директора по профориентационной работе ;
· заместитель директора по методической работе ;
· заместитель директора по воспитательной работе ;
· социальный педагог ;
· психолог ;
· организатор ОБЖ ;
· классный руководитель ;
· учителя – предметники ;
· библиотекарь ;
· медицинский работник ;
· учителя дополнительного образования.
5.2. Организация профориентационной работы осуществляется в рамках долж -ностных полномочий специалистов школы.
5.3. Организация работы по профессиональной ориентации в школе возложена на заместителя
директора по профориентационной работе.
5.4. Заместитель директора по профориентационной работе организует взаимо -действие между структурными
звеньями профориентационной работы.
6. Деятельность структурных
звеньев профориентационной работы по реализации задач профориентации
6.1. Методический Совет обеспечивает научно - методическую
деятельность, внедряет эффективные методы и средства по профориентации учащихся.
6.2. Заместитель директора по профориентационной работе :
· содействует разработке плана по профориентации учащихся и проводит системную, комплексную профориентационную работу ;
· организует и координирует участие в этой деятельности педагогического
коллектива, родителей, специалистов из других организаций и учреждений ;
· содействует укреплению сотрудничества школы с учебными заведениями, предприятиями и т.д.;
· определяет эффективность профориентационной деятельности школы ;
· осуществляет контроль за выполнением плана профессиональной ориента -ции учащихся.
6.3. Заместитель директора по методической работе :
· организует разработку и апробацию рабочих программ элективных курсов, мастерских, лабораторий ;
· планирует работу педколлектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы ;
· организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня ;
· организует работу учителей – предметников по изучению возможностей учебного предмета для осуществления целей профориентации.
6.4. Заместитель директора по воспитательной работе :
· способствует выработке стратегии взаимодействия, координации, поддерж - ки связей с социальными партнерами, ответственными за самоопределение учащихся основной и старшей школы ;
· организует систему повышения квалификации классных руководителей по проблеме профессионального
самоопределения учащихся ;
· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприя -тия ;
· осуществляет контроль работы классных руководителей по профильного и профессионального
самоопределения учащихся.
6.5. Социальный педагог :
· способствует формированию и оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в их жизненном и профессиональном самоопределении ;
· проводит консультации учащимся по социальным вопросам ;
· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов,
затрудняющих процесс самоопределения учащихся.
6.6. Школьный психолог :
· изучает профессиональный интерес и склонность учащихся ;
· осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профес -сиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их роди –телей ;
· проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся ;
· проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора ;
· осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особен -ностей учащихся ;
· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей
учащихся.
· осуществляет психологическую поддержку по проблемам становления лич -ности, выбора профиля обучения на основе комплексного изучения лично -сти с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей ;
· оказывает психологическую помощь в профессиональном самоопределении личности ;
· внедряет достижения психологии в процесс профессионального самоопре -деления и самореализации личности ;
· проводит профессиональные консультации ;
· использует возможности психологических служб города для проведения и организации
профориентационной работы.
6.7. Библиотекарь :
· изучает читательские интересы и рекомендует литературу профориентаци –
онной направленности учащимся и педагогам ;
· осуществляет комплектование библиотеки литературой профессиональной направленности ;
· проводит внеклассные мероприятия, индивидуальную и массовую работу.
6.8. Медицинский работник :
6.9. Классный руководитель :
· составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся ;
· помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессио -нального становления, осуществлять анализ собственных достижений ;
· осуществляет изучение и психолого - педагогическое наблюдение склонно -стей ученика в
процессе вовлечения его в разнообразные виды внеклассной деятельности (данные фиксируются в индивидуальной карте ученика) ;
· способствует формированию мотивации и интереса к трудовой деятельно - сти с учетом особенностей возраста и состояния здоровья детей ;
· оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования уча -щихся по проблемам самоопределения ;
· проводит родительские собрания по проблемам формирования готовности учащихся к профильному и
профессиональному самоопределению ;
· приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии,
привлекает их к работе кружков.
6.10. Учителя - предметники :
· обеспечивают профориентационную направленность уроков ;
· организуют дифференцированное обучение учащихся для раскрытия их индивидуальных интересов ;
· осуществляют кружковую работу по предмету, руководство научными обществами учащихся ;
· способствуют развитию познавательного интереса, творческой направлен -ности личности школьников, формируют общетрудовые, профессиональ - ные навыки, используя разнообразные
методы и средства :
проектную дея - тельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предмет ные недели, олимпиады, факультативы, тематические экскурсии, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..
6.11. Педагоги дополнительного образования :
привлекая учащихся к техническому и художественному творчеству, способствуют выявлению и развитию
творческого и интеллектуального потенциала для формирования профессиональных навыков и умений.
7. Особенности проведения профориентационной работы по уровням образования
Работа с ученическим коллективом имеет свои особенности в младшем, среднем и старшем звеньях.
7.1. Начальное общее образование (1 - 4 классы).
Задачи : выявление интересов и определение уровня знаний учащихся о мире профессий, расширение знаний об окружающем мире, профессиях,
воспитание интереса к познанию мира профессий.
Реализация : экскурсии в
кабинет труда, школьную мастерскую, столовую, встречи с родителями ; беседы
«Как хлеб на столе появился», «Труд людей осенью», «Мамы разные важны, мамы
всякие нужны», «Профессии наших родителей», «Уважение к людям труда» и т.д.
Ожидаемый результат : у учащихся
1 - 4 классов формируется добросове -стное отношение
к труду, понимание его роли в жизни человека и обще - ства.
7.2. Основное общее образование (5 - 9 классы).
Задачи : создание условий для изучения
склонностей и способностей учащихся, формирование
личности, имеющей потребность в самопознании и самореализации, представлений о влиянии
определённых факторов на выбор профессии, воспитание человека, владеющего необходимыми знания ми о мире профессий.
Реализация : беседы «Роль знаний в выборе профессии», «Чем могу помочь дома?», «Сколько стоит минута?»,
«Мир профессий и место в нём чело - века», «Моё
любимое занятие», «Работа моих родителей» и т.д..
Ожидаемый результат : у учащихся 6 - 7 классов формируется профес -сиональная
направленность, осознание
ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии ; у учащихся 8 - 9 классов формируется профессиональное
самосознание, умение оценить личностные возможности
в соответствии с требованиями избираемой профессии.
7.3. Среднее общее образование (10 - 11 классы).
Задачи : формирование качеств личности, необходимых в современных условиях, воспитание человека, желающего и умеющего получать знания и использовать их на практике, формирование
осознанного подхода к выбору профессии с учётом индивидуально - психологических особенностей и спро са на данную специальность.
Реализация : в учебный
план включены элективные курсы и факультативы, задачами которых является
развитие личности ребенка, его познавательных интересов и способностей, выполнение социального образовательного заказа, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, подго - товка к ситуации выбора профиля обучения в старшей
школе, реализация предпрофильной и профильной подготовки, выполнение творческих работ и защита проектов.
Ожидаемый результат : у учащихся 10 - 11
классов за счет реализации индивидуального учебного плана профильных предметов формируются
профессиональные интересы.
8. Критерии эффективности профориентационной работы
8.1. Достаточная информированность учащихся о профессиях, путях их получения, трудоустройства.
Показатель : ясное представление ими требований
профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в
данных специа - листах.
8.2. Потребность учащихся в обоснованном выборе профессии.
Показатель : степень самопознания
учащегося обоснованность
профессио -нального выбора.
8.3. Уверенность школьника в социальной значимости труда.
Показатель : сформированное отношение к труду как к жизненной ценности
8.4. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Показатель : профессиональная реализация.
9. Отчетность
9.1. Анализ профориентационной работы по итогам учебного года проводит ответственный за
профориентационную работу.
9.2. Заместитель директора по УВР, курирующий профориентационную работу и ответственный за
профориентационную работу на основании анализа по итогам учебного года
составляют план работы на следующий учебный год.