«Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Макинск қаласының мектеп-лицейі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей города Макинск отдела образования по Буландынскому району управление образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Положение о осуществлении профориентационной деятельности в КГУ «Школа – лицей города Макинска»

31.05.2018

Положение о осуществлении профориентационнойдеятельности

в КГУ «Школа – лицей города Макинска»

1. Общие положения

 

1.1.        Настоящее Положение разработано на основании :

·         Конвенции о правах ребенка

·         Конституции Республики Казахстан

·         Закона «Об образовании» РК  

·         Закона Республики Казахстан «Об основных гарантиях прав ребенка в РК» ;

·         Устава КГУ «Школа – лицей города Макинска».

1.2.        Настоящее Положение определяет цели, задачи и содержание профориен - тационной работы в КГУ «Школа – лицей города Макинска» (далее - школа).

1.3.         Профессиональная ориентация - это научно обоснованная система социально – экономических,

психолого – педагогических, медико – биоло – гических, производственно –

технических  мер по оказанию  молодежи             личностно –

ориентированной помощи в выявлении и развитии способнос - тей, склонностей, познавательных, профессиональных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях

рынка, многоукладности форм собственности и предпринима -тельства.

1.4.         Профориентационная работа в школе представляет собой научно

обосно - ванную систему мер, способствующих созданию условий для формирова - ния опыта самопознания,

самореализации, индивидуального и коллектив - ного действия, на основе которого

будет осуществлен выбор дальнейшего образовательного маршрута, адекватного

личностным особенностям и возможностям учащихся. Профориентационная работа в

школе направлена на формирование у учащихся мотивации на успешное выполнение будущей

трудовой деятельности, активности в построении профессиональной карье - ры, осознания необходимости труда, наличия знаний о труде, интереса к профессиональной деятельности с учетом личных потребностей и воз –можностей, социально - экономической ситуации на рынке труда города, региона и страны.

1.5.        Профориентационная работа реализуется через учебно – воспитательный процесс, внеурочную, внеклассную,

внешкольную работу с учащимися.

1.6.        Профориентационная работа осуществляется с учащимися 1- 11 классов.

1.7.        Профориентационный кабинет – организационно – методический, инфор мационный, консультационный центр профориентационной работы в обра - зовательной организации.

1.8.        Цель профориентационного кабинета – создание условий для органи - зации и проведения организационно - методической работы, индивидуаль - ных и групповых консультаций с

педагогами, учащимися, родителями по профессиональной ориентации, для самостоятельного

ознакомления уча - щихся с материалами профориентационной направленности.

 

2. Цель и задачи профориентационной работы в школе

2.1.         Цель профориентационной работы –

подготовить учащихся к осознан - ному и самостоятельному выбору профессии,

удовлетворяющему  личным интересам и общественным потребностям.

2.2.        Задачи профориентационной работы :

·         

формирование у учащихся личностных и общественно значимых мотивов выбора профессии ;

·         определение интересов, способностей учащихся к конкретному виду деятельности ;

·         обеспечение вариативности предпрофильного обучения ;

·         формирование опыта в разных сферах познавательной и профессио

- нальной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в средней и старшей школе ;

·         развитие познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций,

обеспечивающих успешность в будущей профессио - нальной деятельности ;

·         знакомство учащихся с информацией о учебных заведениях региона, области, страны ;

·         пропаганда знаний о профессиях, востребованных в обществе, о ситуации на рынке труда ;

·         оказание помощи учащимся в выборе профессии ;

·         организация совместной деятельности школы, учреждений дополни - тельного, средне – специального, высшего образования, предприятий по профориентации учащихся ;

·         мониторинг профориентационной работы школы и профессиональ - ного самоопределения выпускников.

 

3.       Основные направления профориентационной работы

 

          Система профориентационной работы в школе включает деятельность по следующим направлениям :

3.1.        профессиональное просвещение, включающее информационную работу, пропаганду и агитацию для учащихся, а так же родителей, педагогов ;

3.2.        профессиональная диагностика, направленная на исследование и выявление профессиональных интересов, мотивации выбора профессии,  соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии ;

3.3.        профессиональная консультация, нацеленная на оказание помощи в выборе

профессии школьными специалистами и сотрудниками различных пред - приятий ; консультации

могут быть групповые и индивидуальные для учащихся, а так же родителей, педагогов ;

3.4.        профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наиболь- шей

вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности ;

3.5.        профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

4. Методы и формы профориентационной работы в школе

4.1.        Ведущее место в профориентационной работе принадлежит методам поис -кового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся.

4.2.        Формы профориентационной работы: создание банка данных о профессиях,

рассказы, беседы, лекции о профессиях, экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, тренинги.

4.3.        Работа с родителями по профессиональному самоопределению учащихся :

·         разъяснение родителям их роли в профессиональной ориентации и выборе профессии их детьми ;

·         информирование родителей учащихся о профессиях, востребованных на рынке труда и перспективах

развития рынка труда ;

·         участие родителей в организации и проведении родительских собраний, классных часов, встреч учащихся с выпускниками – студентами ВУЗов, представителями профессий, востребованных на рынке труда.

5.        Структура и организация профориентационной работы

 

5.1.        Структурными звеньями профориентационной работы в школе являются :

·         заместитель директора по профориентационной работе ;

·         заместитель директора по методической работе ;

·         заместитель директора по воспитательной работе  ;

·         социальный педагог ;

·         психолог ;

·         организатор ОБЖ ;

·         классный руководитель ;

·         учителя – предметники ;

·         библиотекарь ;

·         медицинский работник ;

·         учителя дополнительного образования.

5.2.        Организация профориентационной работы осуществляется в рамках долж -ностных полномочий специалистов школы.

5.3.        Организация работы по профессиональной ориентации в школе возложена на заместителя

директора по профориентационной работе.

5.4.        Заместитель директора по профориентационной работе организует взаимо -действие между структурными

звеньями профориентационной работы.  

6.        Деятельность структурных

звеньев профориентационной работы по реализации задач профориентации

6.1.         Методический Совет обеспечивает научно - методическую

деятельность,  внедряет эффективные методы и средства по профориентации учащихся.

6.2.        Заместитель директора по профориентационной работе :

·         содействует разработке плана по профориентации учащихся и проводит системную, комплексную профориентационную работу ;

·         организует и координирует участие в этой деятельности педагогического

коллектива, родителей, специалистов из других организаций и учреждений ;

·         содействует укреплению сотрудничества школы с учебными заведениями, предприятиями и т.д.;

·         определяет эффективность профориентационной деятельности школы ;

·         осуществляет контроль за выполнением плана профессиональной ориента -ции учащихся.

6.3.        Заместитель директора по методической работе :

·         организует разработку и апробацию рабочих программ элективных курсов, мастерских, лабораторий ;

·         планирует работу педколлектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой школы ;

·         организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня ;

·         организует работу учителей – предметников по изучению возможностей учебного предмета для осуществления целей профориентации.

6.4.        Заместитель директора по воспитательной работе :

·         способствует выработке стратегии взаимодействия, координации, поддерж - ки связей с социальными партнерами, ответственными за самоопределение учащихся основной и старшей школы ;

·         организует систему повышения квалификации классных руководителей по проблеме профессионального

самоопределения учащихся ;

·         организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприя -тия ;

·         осуществляет контроль работы классных руководителей по профильного и профессионального

самоопределения учащихся.

6.5.        Социальный педагог :

·         способствует формированию и оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в их жизненном и профессиональном самоопределении ;

·         проводит консультации учащимся по социальным вопросам ;

·         оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов,

затрудняющих процесс самоопределения учащихся.

6.6.        Школьный психолог :

·         изучает профессиональный интерес и склонность учащихся ;

·         осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профес -сиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их роди –телей ;

·         проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся ;

·         проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора ;

·         осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особен -ностей учащихся ;

·         оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей

учащихся.

·         осуществляет психологическую поддержку по проблемам становления лич -ности, выбора профиля обучения на основе комплексного изучения лично -сти с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей ;

·         оказывает психологическую помощь в профессиональном самоопределении личности ;

·         внедряет достижения психологии в процесс профессионального самоопре -деления и самореализации личности ;

·         проводит профессиональные консультации ;

·         использует возможности психологических служб города для проведения и организации

профориентационной работы.

6.7.         Библиотекарь :

·         изучает читательские интересы и рекомендует литературу профориентаци –

онной направленности учащимся и педагогам ;

·         осуществляет комплектование библиотеки литературой профессиональной направленности ;

·         проводит внеклассные мероприятия, индивидуальную и массовую работу.

 

6.8.        Медицинский работник :

6.9.        Классный руководитель :

·         составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся ;

·         помогает учащимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессио -нального становления, осуществлять анализ собственных достижений ;

·          осуществляет изучение и психолого - педагогическое наблюдение склонно -стей ученика в

процессе вовлечения его в разнообразные виды внеклассной деятельности (данные фиксируются в индивидуальной карте ученика) ;

·          способствует формированию мотивации и интереса к трудовой деятельно - сти с учетом особенностей возраста и состояния здоровья детей ;

·         оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования уча -щихся по проблемам самоопределения ;

·         проводит родительские собрания по проблемам формирования готовности учащихся к профильному и

профессиональному самоопределению ;

·         приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии,

привлекает их к работе кружков.

6.10.   Учителя - предметники :

·         обеспечивают профориентационную направленность уроков ;

·         организуют дифференцированное обучение учащихся для раскрытия   их индивидуальных интересов ;

·         осуществляют кружковую работу по предмету, руководство научными обществами учащихся ;

·         способствуют развитию познавательного интереса, творческой направлен -ности личности школьников, формируют общетрудовые, профессиональ - ные навыки, используя разнообразные

методы и средства :

проектную дея - тельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предмет ные недели, олимпиады, факультативы, тематические экскурсии, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..

6.11.   Педагоги дополнительного образования :

привлекая учащихся к техническому и художественному творчеству, способствуют выявлению и развитию

творческого и интеллектуального потенциала для формирования профессиональных навыков и умений.

 

7.        Особенности проведения профориентационной работы по уровням образования

           Работа с ученическим коллективом имеет свои особенности в младшем, среднем и старшем звеньях.

7.1.        Начальное общее образование (1 - 4 классы).

Задачи : выявление интересов  и определение уровня знаний учащихся о мире профессий, расширение знаний об окружающем мире, профессиях,

воспитание интереса к познанию мира профессий.

Реализация : экскурсии в

кабинет труда, школьную мастерскую, столовую, встречи с родителями ; беседы

«Как хлеб на столе появился», «Труд людей осенью», «Мамы разные важны, мамы

всякие нужны», «Профессии наших родителей», «Уважение к людям труда»  и т.д.

Ожидаемый результат : у учащихся

1 - 4 классов формируется добросове -стное отношение

к труду, понимание его роли в жизни человека и обще - ства.

7.2.        Основное общее образование (5 - 9 классы).

Задачи : создание условий для изучения

склонностей и способностей учащихся, формирование

личности, имеющей потребность в самопознании и самореализации, представлений о влиянии

определённых факторов на выбор профессии, воспитание человека, владеющего необходимыми знания ми о мире профессий.

Реализация : беседы «Роль знаний в выборе профессии», «Чем могу помочь дома?», «Сколько стоит минута?»,

«Мир профессий и место в нём чело - века», «Моё

любимое занятие», «Работа моих родителей» и т.д..

Ожидаемый результат : у учащихся 6 - 7 классов формируется профес -сиональная

направленность, осознание

ими своих интересов, общественных ценностей, связанных с выбором профессии ; у учащихся 8 - 9 классов формируется профессиональное

самосознание, умение оценить личностные возможности

в соответствии с требованиями избираемой  профессии.

7.3.        Среднее общее образование (10 - 11 классы).

Задачи : формирование качеств личности, необходимых в современных условиях, воспитание человека, желающего и умеющего получать знания и использовать их на практике, формирование

осознанного подхода к выбору профессии с учётом индивидуально - психологических особенностей и спро са на данную специальность.

Реализация : в учебный

план включены элективные курсы и факультативы, задачами которых является

развитие личности ребенка, его познавательных интересов и способностей, выполнение социального образовательного заказа, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, подго - товка к ситуации выбора профиля обучения в старшей

школе, реализация предпрофильной и профильной подготовки, выполнение творческих работ и защита проектов.

Ожидаемый результат : у учащихся 10 - 11

классов за счет реализации индивидуального учебного плана профильных предметов формируются

профессиональные интересы.

 

 

8.       Критерии эффективности профориентационной работы

 

8.1.        Достаточная информированность учащихся о профессиях, путях их получения, трудоустройства.

Показатель : ясное представление ими требований

профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в

данных специа - листах.

8.2.        Потребность учащихся в обоснованном выборе профессии.

Показатель : степень самопознания

учащегося обоснованность

профессио -нального выбора.                                                                                                                                                    

8.3.        Уверенность школьника в социальной значимости труда.

Показатель : сформированное отношение к труду как к жизненной ценности

8.4.        Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Показатель : профессиональная реализация.

 

9.       Отчетность

9.1.        Анализ профориентационной работы по итогам учебного года проводит ответственный за

профориентационную работу.

9.2.         Заместитель директора по УВР, курирующий профориентационную работу и ответственный за

профориентационную работу на основании анализа по итогам учебного года

составляют план работы на следующий учебный год.

Просмотров: 2539

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст